Представьте, что маленькие дети учатся всему на свете, наблюдая за другими, играя и общаясь. Для большинства малышей это происходит самопроизвольно, но детям с аутизмом иногда нужна помощь, чтобы научиться этим важным вещам.
- Что такое ESDM простыми словами?
Это специальная программа помощи для самых маленьких детей (обычно от 1 года до 3-4 лет). Ее главная задача – помочь им догнать сверстников в развитии и научиться тому, что у них получается с трудом.
- Как это работает?
Учимся через игру и общение: Главное в ESDM – это не скучные уроки, а веселая игра и теплое общение с взрослым (терапевтом или родителем). Все обучение происходит как бы незаметно, во время того, что нравится ребенку.
- Следуем за ребенком
Специалист или родитель внимательно наблюдает за тем, что интересно ребенку в данный момент, и использует это для обучения. Например, если малышу нравится машинка, то через игру с машинкой его будут учить новым словам или как попросить игрушку.
- Учим всему сразу
ESDM помогает развивать не только речь, но и другие важные навыки такие, как игра, общение с другими детьми и взрослыми, понимание чувств и эмоций людей, самостоятельность (кушать, одеваться, ходить в туалет).
-Родители
Главные помощники: родителей учат, как использовать приемы ESDM дома, в обычной жизни, ведь именно они проводят с ребенком больше всего времени, и могут помогать ему учиться каждый день.
- Зачем это нужно?
Чем раньше начать помогать ребенку с аутизмом, тем лучше будет результат. В раннем возрасте мозг ребенка очень гибкий, и ему легче осваивать новые навыки. ESDM помогает запустить или ускорить это обучение в самый важный период.
-Встреча с родителями:
Все начинается со встречи родителей со специалистом ESDM. Специалист знакомится с ребенком и родителями, выслушивает основные запросы родителей, собирает первичную информацию о развитии ребенка и его поведении. Это также возможность для родителей задать вопросы о модели и процессе.
- Комплексная оценка навыков ребенка:
Это один из ключевых этапов. Специалист проводит подробную оценку текущего уровня развития ребенка по всем областям:
- социальное взаимодействие
- коммуникация (речь, жесты)
- игра
- когнитивные навыки
- мелкая и крупная моторика
- навыки самообслуживания.
Для этого используется "Учебный план ESDM" (ESDM Curriculum Checklist). Оценка проводится в процессе игры, чтобы понять, что ребенок уже умеет, его сильные стороны и в каких областях есть трудности или задержки.
- Определение целей вмешательства:
На основе комплексной оценки специалист совместно с родителями определяет конкретные и измеримые цели для ребенка. Они формулируются так, чтобы соответствовать следующему шагу в развитии малыша и были функциональны для ребенка в его повседневной жизни. Цели охватывают все области развития и регулярно пересматриваются (обычно каждые 12 недель).
- Составление индивидуального учебного плана:
После определения целей разрабатывается подробный индивидуальный учебный план. В нем описываются конкретные стратегии и методы, которые будут использоваться для достижения поставленных целей в рамках ежедневных активностей и игры с учетом интересов ребенка и максимальной мотивации его к обучению.
Основываясь на интересах ребенка, взрослый активно участвует, моделируя желаемое поведение и создавая возможности для обучения
Развитие широкого спектра навыков: ESDM одновременно нацелена на развитие коммуникативных (вербальных и невербальных), социальных, игровых, когнитивных, моторных навыков и навыков самообслуживания.
Применение принципов ПАП (например, использование подсказок, поощрений) в естественном и социально значимом контексте. Поощрение тесно связано с самой деятельностью или социальным взаимодействием.
Акцент на инициативе ребенка: Терапевты и родители следуют за инициативой ребенка, используя его интересы как основу для обучения и взаимодействия.
Рекомендуется интенсивность занятий от 15 до 25 часов в неделю, включая как занятия со специалистом, так и активное участие родителей.
Главная идея ESDM: Сделать так, чтобы общение и обучение стали для ребенка приятными и интересными. Когда ребенку нравится общаться и играть с другими, он сам начинает стремиться к этому, и тогда развитие идет быстрее.
То есть, ESDM – это не просто набор упражнений, это целый подход, который помогает маленькому ребенку с аутизмом научиться самым важным вещам для жизни через радостное взаимодействие и игру.
Эффективность ESDM подтверждена рядом научных исследований, включая рандомизированные контролируемые испытания. Исследования показали, что участие в программе ESDM в раннем возрасте может приводить к значительным улучшениям в:
- Когнитивных навыках (IQ)
- Языковых навыках (рецептивная и экспрессивная речь)
- Социальных навыках и уровне социального взаимодействия
- Адаптивном поведении
- Снижении выраженности симптомов РАС
Также есть данные, свидетельствующие о положительном влиянии ESDM на мозговую активность, связанную с социальным восприятием.