Applied behavior analysis, метод прикладного анализа поведения, ABA-терапия — разные названия техники работы с детьми с положительным тестом на аутизм, диагностированным РАС (расстройство аутистического спектра), демонстрирующими нарушения поведения. Методика основана на поведенческих технологиях и методах обучения и показывает отличные результаты. Суть ABA-терапии — в позитивном подкреплении желательных паттернов и пресечении или отсутствии поддержки нежелательных, инициатива ребёнку при этом не предоставляется — все основные решения принимает педагог.
Перед началом терапии проводится тестирование и первичная консультация, в ходе которой специалист выясняет объём уже привитых малышу навыков и делает вывод относительно того, подходит ли ему терапевтическая методика. Вместе с родителями психолог формулирует цели, которых необходимо достичь.
Просить игрушку, а не отнимать её у другого ребёнка или кричать
Обслуживание себя в быту
Понимание мимики собеседника
Конструктивно взаимодействовать со сверстниками внутри коллектива или взрослым
ABA-терапия — действенный способ повысить академические навыки, развить интеллект, провести коррекцию поведенческих особенностей, характерных для детей с:
Составные действия разделяются на много маленьких, и каждый навык отрабатывается отдельно — к примеру, если нужно научиться завязывать шнурки, задача представляется в виде цепочки: пройти в коридор, сесть на стульчик, надеть ботинки, завязать сначала один шнурок, после чего второй. Последовательное освоение простых действий помогает ребёнку подготовиться к самостоятельной жизни в будущем и освоить социально- бытовые навыки.
Важно, чтобы занятия по системе ABA были интенсивными и регулярными — только так обучение окажется максимально полезным. Результат закрепляется за счёт большого количества повторений, после чего успех ребёнка оценивается. Навык считается усвоенным, если при итоговом тестировании правильный поведенческий паттерн демонстрируется как минимум в 80 % случаев.
ABA-терапия незаменима для детей, чьё поведение взрослые не в состоянии контролировать, а также в случае выраженных речевых нарушений, отказа малыша от коммуникации с ровесниками или старшими членами семьи, при игнорировании запретов и просьб. Методика без труда адаптируется под любой возраст от 1,5 лет, поскольку суть тренировок остаётся неизменной —меняются только конкретные упражнения.