Дефектология и логопедия

Дети с диагнозом РАС или аутизм нуждаются в помощи дефектолога, поскольку даже при сохранном интеллекте, как правило, испытывают серьёзные трудности с гармоничным развитием и адаптацией.

Что делает дефектолог?

Педагог с дефектологическим образованием помогает ребёнку решить такие задачи, как:

  • Развитие мышления, логики, восприятия причинно-следственных связей
  • Расширение активного лексикона
  • Развитие мелкой моторики
  • Формирование навыков чтения
  • Правильная постановка руки для обучения письму
  • Межполушарное мзаимодействие

Поскольку высшая психическая деятельность зависит от всего вышеперечисленного, в результате не только приобретается изучаемый навык, но и улучшаются когнитивные функции. После занятий у дефектолога дети становятся более спокойными и внимательными, лучше воспринимают и запоминают новую информацию, начинают конструктивно общаться между собой и со взрослыми.

Психические расстройства почти всегда сопряжены с теми или иными проблемами: поведенческими нарушениями, расстройствами восприятия и координации, неспособностью разговаривать или выражать свои чувства другими способами, непониманием собственных эмоций. Все процессы, происходящие в нервной системе ребёнка, взаимосвязаны, и их нельзя воспринимать в отрыве друг от друга. На первом приёме специалист знакомится с малышом, оценивает масштаб испытываемых трудностей и на основании этих данных разрабатывает индивидуальную программу обучения и коррекции нарушений.

Помощь логопеда начиная с доречевого периода

Логопед — смежный специалист, но зона его ответственности — исключительно формирование речевых навыков. Ранняя логопедическая помощь состоит из решения нескольких важных задач:

  • Нормализации мышечного тонуса речевого аппарата — она нужна, пока ребёнок ещё не говорит для того, чтобы он не испытывал проблем с обучением речи в дальнейшем (применяются пассивная артикуляционная гимнастика, логопедический массаж и т. п.)
  • Формирования правильного речевого дыхания
  • Развития способности зрительно фиксироваться на различных объектах
  • Формирование навыков чтения и письма
  • Логопедический массаж применяется для активизации и стимуляции тонуса мышц, нормализует речевое дыхание, исправляет произношение звуков, увеличивает голосовую силу

Всё это необходимо, чтобы речевой аппарат сразу был правильно «настроен», поскольку более поздняя его коррекция (когда проблемы уже выражены) намного более сложна.

У родителей есть возможность самостоятельно оценить, нуждается ли сын или дочь в помощи логопеда. Беспокоиться стоит, если наблюдаются следующие явления:

  • Полное отсутствие речи в 1,5 года (ребёнок не произносит даже отдельные слова)
  • Отсутствие фразовой речи в 2 года
  • Нарушенное произношение многих звуков, аномальный темп речи — в 3 года
  • Бедный словарный запас, множественные ошибки в речи — в 4 года
  • Дислексия (нарушение чтения) или дисграфия (нарушение письма) в 1 классе школы.

Несмотря на сложность работы логопеда, большинство речевых расстройств успешно корректируется. Важно только вовремя заметить проблему и начать регулярно заниматься.

Наши педагоги

Екатерина Абакумова

© 2022-2023 ООО "ДРЦ ЮПИТЕР"

Работает на Creatium