Дети с диагнозом РАС или аутизм нуждаются в помощи дефектолога, поскольку даже при сохранном интеллекте, как правило, испытывают серьёзные трудности с гармоничным развитием и адаптацией.
Педагог с дефектологическим образованием помогает ребёнку решить такие задачи, как:
Поскольку высшая психическая деятельность зависит от всего вышеперечисленного, в результате не только приобретается изучаемый навык, но и улучшаются когнитивные функции. После занятий у дефектолога дети становятся более спокойными и внимательными, лучше воспринимают и запоминают новую информацию, начинают конструктивно общаться между собой и со взрослыми.
Психические расстройства почти всегда сопряжены с теми или иными проблемами: поведенческими нарушениями, расстройствами восприятия и координации, неспособностью разговаривать или выражать свои чувства другими способами, непониманием собственных эмоций. Все процессы, происходящие в нервной системе ребёнка, взаимосвязаны, и их нельзя воспринимать в отрыве друг от друга. На первом приёме специалист знакомится с малышом, оценивает масштаб испытываемых трудностей и на основании этих данных разрабатывает индивидуальную программу обучения и коррекции нарушений.
Логопед — смежный специалист, но зона его ответственности — исключительно формирование речевых навыков. Ранняя логопедическая помощь состоит из решения нескольких важных задач:
Всё это необходимо, чтобы речевой аппарат сразу был правильно «настроен», поскольку более поздняя его коррекция (когда проблемы уже выражены) намного более сложна.
У родителей есть возможность самостоятельно оценить, нуждается ли сын или дочь в помощи логопеда. Беспокоиться стоит, если наблюдаются следующие явления:
Несмотря на сложность работы логопеда, большинство речевых расстройств успешно корректируется. Важно только вовремя заметить проблему и начать регулярно заниматься.